Инклюзивное образование – парадигма образования детей с ОВЗ, основанная на принципе равного отношения ко всем людям. В основе 5 инклюзивного образования заложена идея, согласно которой не дети созданы для образовательной организации, а образовательная организация создана для детей. Это та ситуация, когда не ребенок с ОВЗ приспосабливается к образовательной организации, а образовательная организация приспосабливается к нуждам каждого ребенка, к его потребностям.
В условиях инклюзивного образования наиболее эффективными признаются:
- дидактические подходы – личностно ориентированный, системнодеятельностный, компетентностный;
- формы и методы обучения – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и другие);
- модель образовательной среды – творчески развивающая.
Опора на вышеуказанные подходы, с одной стороны, способна обеспечить включение детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации, с другой – минимизировать риски потери качества образования для нормально развивающихся сверстников. Инклюзивное образование должно развиваться на основе социальной поддержки, что требует обеспечения целенаправленного просвещения, консультирования, информирования родителей, населения, специалистов системы здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной политики и других ведомств по всем вопросам инклюзивного образования.